История о Каине и Авеле

walter-brueggemannОчень интересная статья Уолтера Брюггемана

Быт. 4, 1-16

Текст обычно приписывается ранней богословской традиции Израиля. Подобно Быт. 2, 4б – 3, 24 он может относиться к ситуации, когда власть сосредоточена в руках царя, и никуда не исчезающая человеческая агрессия разрушает человеческое сообщество. Но несмотря на это в нем рассматривается извечная проблема человеческой жизни: взаимоотношения людей, в которых взаимодействуют сокрытая воля Божья и необъяснимая сила смерти. В тексте мы видим переход от крепкой семьи (ст. 1) к неразрешимой отчужденности (ст. 16). Повествование полагает начало продолжительным попыткам определить, кто есть «брат» в Библии – проблемная, но важная часть человеческой участи. В повествовании мы находим прообраз отношений Иакова и Исава (ср. Быт. 25, 19-34; 27, 1-45), а также взаимоотношений Иосифа со своими братьями (Быт. 37, 1-35).


Участь человека и братские отношения

Жить в Божьем мире на Божьих условиях – это уже достаточно серьезная проблема, проблема, с которой мужчина и женщина не в силах справиться (Быт. 2, 4б – 3, 24). Но жить с другими творениями, а в особенности человеческими существами (братьями) – это куда сложнее. Переход от пародии Быт. 3, 1-24 к скандалу Быт. 4, 1-16, от вертикально направленного кризиса к горизонтально направленным искушениям показывает, что ключевым вопросом на повестке дня у человека стоит вопрос братских отношений. Быть детьми восьмого дня (ср. The Eighth Day), когда все в саду стало неопределенным – уже достаточно плохо. Гораздо хуже осознать, что в восьмой день на востоке от Едема (ср. East of Eden, John Steinbeck) нет более защиты (Быт. 4, 14)

Вполне уместно будет прочесть Быт. 4, 1-16 в связи с Быт. 3. Генеалогическая связь, в которой Каин представлен сыном мужчины и женщины, побуждает нас к такому прочтению. Но у рассказа есть и собственный смысл. В нем мы находим еще одно восприятие нашего давшего трещины человеческого мира.

Этот рассказ также очень хорошо известен, поэтому нам нужно быть внимательными, чтобы не свети его к рутине. Миру известно, что убийство брата – это скандальный и неприемлемый проступок. Для того чтобы провозгласить нерушимость этой нормы, не нужна Библия. Поэтому нам не стоит упрощать рассказ до уровня нравоучений. Скорее, нам нужно держаться текста, чтобы не впасть в морализаторство. Собственно, с убийством вопрос решается быстро. Рассказчика (а, следовательно, и нас) интересует участь убийцы, у которого не все хорошо в отношениях с Богом. Перекос в отношениях наступает в результате насилия над братом.

Драма Каина в треугольнике: «брат – Бог – грех». Читать далее на сайте издательства.

Поделиться в соц. сетях

0

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>