Emotional Intelligence. Эмоциональный интеллект — Введение.

Большинство из нас знакомы с показателем IQ, или коэффициентом умственного развития. Люди, имеющие высокий IQ, обычно хорошо учатся в школе (если они занимаются своим образованием). Конечно же, их высокий IQ дает им возможность хорошо учиться.

Лидерам IQ помогает справляться с технологиями и инструментами, нужными в различных аспектах их работы. Однако Дэниел Гоулман и его сотрудники обнаружили, что намного большую значимость для успешности лидерства имеет эмоциональный интеллект (коэффициент эмоционального развития), т. е. как лидеры справляются с собой и своими взаимоотношениями (Гоулман и др., 2002). Эти открытия относятся не только к «мягким» критериям вроде того, как люди чувствуют себя на своих рабочих местах. Они включают и финансовые результаты. Например, при изучении большой бухгалтерской фирмы обнаружили, что существует прямая связь между прибылью и эмоциональным интеллектом (EI) сотрудников.

Если сотрудник обладал способностями в сфере самоуправления, он давал прибыль на 78% большую, чем сотрудник без подобной компетенции. Аналогично, прибыль у сотрудников, сильных в социальной сфере, была на 110% больше, а если к этой социальной компетенции прибавлялась способность в области самоуправления, то прибыль увеличивалась на 390% — в данном случае на $1 465 000 в год.

Для сравнения: большие аналитические способности увеличивали прибыль всего на 50%. Таким образом, чисто познавательные способности помогают увеличивать прибыль, но EI-компетенции помогают гораздо больше (Гоулман и др., 2002, с. 251).

1. Самосознание

· Эмоциональное самосознание.

Лидеры, обладающие высоким эмоциональным самосознанием, находятся «в унисон» со своими внутренними эмоциями и понимают, как их чувства отражаются на их работе. Они знают о своих ценностных ориентациях, они искренни и подлинны, способны говорить открыто о своих эмоциях или осуждать собственное видение.

· Точная самооценка.

Лидеры должны знать свою силу и ее пределы. Эти люди обычно обладают самоиронией и приветствуют конструктивную «обратную связь» со служащими.

· Уверенность в себе.

Когда они точно оценивают свои способности, лидеры могут использовать свои сильные стороны. Они часто обладают чем-то, что выделяет их из группы.

2. Самоуправление

· Самообладание.

Лидеры с эмоциональным самообладанием управляют своими эмоциями и даже используют их «в мирных целях». Это можно проиллюстрировать на примере лидера, который остается спокойным и здравомыслящим в очень напряженной ситуации или при кризисе. Самообладание было «торговой маркой» Черчилля и Джулиани.

· Прозрачность.

«Прозрачные» лидеры живут своими ценностями. Они открыты и искренни с другими в отношении своих чувств, убеждений и действий. Они с готовностью признают свои ошибки или недочеты и противостоят неэтичному поведению других.

· Адаптируемость.

Такие лидеры способны учитывать множество требований и манипулировать ими, не теряя сосредоточенности или энергии.

· Достижение.

Лидеры с таким даром имеют высокие личные стандарты, которые заставляют их непрерывно искать способы улучшения — и себя, и своих последователей. Они постоянно учатся и учат других, как сделать что-то лучше.

· Инициатива.

Люди, обладающие этим качеством, не ждут, когда их попросят что-то сделать. Они берут управление в свои руки и избавляются от бюрократизма, если есть такая возможность.

· Оптимизм.

Оптимистичные лидеры характеризуются тем, что они склонны видеть в других людях положительные качества, ожидая от них лучшего.

3. Общественное понимание

· Сочувствие.

Сочувствующие лидеры способны ощущать широкий диапазон эмоциональных сигналов, исходящих от человека или группы. Они способны хорошо сосуществовать с людьми различных культур. Они способны ответить на сигналы, которые они получают, тем способом, который позволит людям осознать, что, их действительно понимают.

· Организационное понимание.

Лидеры с высоким общественным пониманием способны «считывать» политический климат в организации, выявлять критические социальные группы и понимать ключевые взаимоотношения власти.

· Обслуживание.

Люди, обладающие этой компетенцией, склонны к оказанию услуг и внимательно следят за тем, чтобы клиент получал именно то, что ему нужно.

4. Управление взаимоотношениями

· Вдохновение.

Лидеры, способные вдохновлять других убедительным видением, ощущают общую цель отдельно от ежедневных задач и делают работу интересной.

· Влияние.

Лидер — знатоки влияния убедительны и привлекательны, когда они обращаются к группе. Они способны найти единственный правильный подход к данному слушателю и найти в нем поддержку своим инициативам.

· Развитие других.

Это центральная черта характера природных тренеров. Они выказывают неподдельный интерес к тем, кому они помогают, понимают их цели, сильные и слабые стороны.

· Катализатор изменений.

Лидеры, которые действуют как катализаторы, выявляют необходимость изменений. Они бросают вызов существующему положению и действуют как лидеры при построении нового порядка.

· Управление конфликтами.

Различие между управлением конфликтом и разрешением конфликта состоит в том, что человек управляет конфликтом, предлагая различные варианты предотвращения межличностных различий, ведущих к конфликтам. В разрешении же конфликта вы выявляете различия, которые существуют, и уже потом помогаете сторонам найти точки соприкосновения и разрабатываете взаимоприемлемое решение. Хорошие лидеры должны уметь и управлять конфликтами, и разрешать их.

· Командная работа и сотрудничество.

Лидеры, являющиеся хорошими командными игроками, способны вовлечь других в активную коллективную работу. Они проводят время, развивая и укрепляя близкие отношения вне простых рабочих обязательств.

Поделиться в соц. сетях

0

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>