Церковь без духовенства

Материал взят с сайта simplechurch

Примечание редактора: Эта статья написана прямо и очень резко. Мы понимаем, что некоторым нашим читателям не понравятся сделанные в ней утверждения, но в целом, приводимая аргументация относительно системы духовенства-прихожан является полезной для рассмотрения каждым из нас.

Как и в случае с некоторыми другими статьями на этом сайте, мы не всегда соглашаемся с каждым конкретным утверждением. Наша цель – подбирать статьи и поднимать вопросы, которые бы заставляли нас по-новому посмотреть на некоторые устоявшиеся понятия и проанализировать, действительно ли они являются по-настоящему Библейскими, или же мы пришли к нашим убеждениям в результате своих традиций и опыта. Мы побуждаем вас просто прочитать ее и вновь переосмыслить собственные убеждения в свете Писаний.

Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так (Деян. 17:11).

Как всегда, поощряем и вдохновляем к здравому диалогу и обсуждению статей.

Люди придают духовенству, как системе, слишком большое значение. Это видно даже на примере многих статей о важности и необходимости духовенства, которые содержат значительные преувеличения. Многие христиане считают, например, что самое важное при выборе церкви – это ее служитель, что церковь не может эффективно функционировать без священника или пастора, что начинать церковь нужно с того, чтобы нанять служителя, который бы ею руководил, что воскресные утренние собрания следует оценивать по проповеди, и что самый лучший способ служения Богу – это поступить в семинарию, чтобы пройти обучение для христианского служения.

Но может ли такое быть, что как раз наоборот, духовенство не является необходимым, а со временем становится и даже вредным для церкви? А вдруг самое лучшее, что может произойти с церковью сегодня, – это если все духовенство откажется от своих постов и найдет себе работу в мире? Может церковь без духовенства будет самой лучшей церковью?

Безусловно, многие отреагируют: «Ты еще спроси, может лучше выстрелить себе в голову?» Но при более внимательном рассмотрении эта позиция не настолько безумная, какой она кажется вначале. Дело в том, что хотя наша система духовенства является доминирующей характеристикой сегодняшней церкви, она практически никак не связана с Новым Заветом, является вредной в своей основе и по своей сути препятствует развитию здоровой библейской церкви.

ПОЖАЛУЙСТА, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, ПРЕЖДЕ всего, что когда мы говорим о духовенстве, мы совершенно точно не говорим о самих людях, являющихся духовенством. Конкретные мужчины и женщины, занимающие положения священников, служителей и пасторов, в целом, являются замечательными людьми. Они любят Бога, хотят служить Богу и желают служить Божьему народу. Они обычно искренние, сострадающие, умные, бескорыстные и долготерпеливые. Подчеркну, что проблема духовенства – это не люди, являющиеся духовенством, но профессия этих людей.

Более того, также отметим, что, несмотря на серьезные проблемы с их профессией, духовенство фактически делает много хорошего в церкви. Нельзя сказать, что священнослужители не оказывает людям значительной помощи. Они, безусловно, оказывают, и это является одной из причин, по которой они являются настолько доминирующей характеристикой церковной жизни. Но то доброе, что люди, являющиеся духовенством, способны достичь, они делают, несмотря на свою профессию, а не благодаря ей.

Без сомнения духовенство является профессией, а члены духовенства – профессионалы. Так же, как юристы защищают и истолковывают закон, а доктора защищают и прописывают лекарства, духовенство защищает, истолковывает и прописывает Божьи истины. Эта профессия, как любая другая, предусматривает стандарты относительно одежды, поведения ее членов, как при исполнении обязанностей, так и в свободное время. И, как и другие профессии, она диктует стандарты образования, подготовки, разрешения на работу, процедуры поиска работы и подачи анкет, а также пенсионного обеспечения. Очевидно, что и католические священники, и протестантские служители, по мнению их прихожан, друзей, иерархий, доминационных лидеров и по своему собственному мнению, должны иметь специальное образование, быть людьми определенного типа и исполнять определенного рода обязанности.

Традиционно, согласно требованиям профессии духовенством могли быть только мужчины, а в отдельных деноминациях – желательно женатые, и если женатые, то имеющие счастливые семьи. Согласно требованиям профессии, члены духовенства должны закончить семинарию и быть официально рукоположенными. Профессия (нереалистично) требует, чтобы духовенство было чрезвычайно одаренным: прирожденные лидеры, искусные ораторы, одаренные администраторы, сострадающие душепопечители, мудрые руководители, бесстрастные специалисты в разрешении конфликтов и умными богословами. Естественно, профессиональные стандарты настаивают, чтобы духовенство было нравственно чистыми и во всем являлось примером. И, в качестве внешнего признака, духовенство должно почтенно одеваться и говорить авторитетно и убедительно.

По своей сути духовенство выполняет функцию церковных менеджеров. Духовенство отвечает за подготовку наставления, поучений и проповедей, посещение больных, проведение похорон и бракосочетаний, надлежащее выполнение таинств, наблюдение за общественными мероприятиями церкви, воскресной школой и программами катехизиса, подготовку обрученных пар к семейной жизни, беседы с людьми, имеющими проблемы, подготовку деноминационных отчетов, посещение деноминационных собраний, управление поддержкой миссионеров и евангелизационными программами, подбор и управление персоналом (включая помощников, лидеров моложеных групп, административный персонал и евангелизационные команды), организацию сбора средств, поддержание связей с местным населением, использование помещений и их обслуживание, одобрение, наказание и назидание прихожан, определение видения и направления церкви.

То есть существует определенный набор задач, которые, по мнению всех (даже нехристиан), являются законными обязанностями члена духовенства. Все знают это, потому что это является официальной профессией, созданной и поддерживаемой деноминациями, структурами, богословскими семинариями, прихожанами и, наконец, самим духовенством.

ПЕРВОЙ ПРОБЛЕМОЙ духовенства является то, что Бог не определил существование этой профессии. Определенно ясно, что не существует библейского повеления или оправдания профессии духовенства в современном виде. Более того, Новый Завет показывает совершенно другой путь организации церкви и пасторского служения.

Как бы то ни было, человеческое общество за свою историю постоянно создавало духовные касты людей – шаманов, священников, прорицателей, знахарей, мудрецов, пророков, гуру – и христианская церковь не была тому исключением. Церкви не понадобилось много времени, чтобы создать на основании нескольких стихов, допускающих двоякое толкование («на этом камне создам церковь Мою», «не заграждай рта у вола молотящего»), массивную, организационную, иерархическую суперструктуру. Это, фактически, привело к формированию двух-классовой авторитарной системы в церкви, в рамках которой духовенство считалось более духовным, чем прихожане.

Протестанты вышли из католической церкви, понятно. Но протестанты являются такими же «католиками», как и римские католики, когда дело касается духовенства. Хотя Библия заняла центральное место в Божьем откровении для протестантов, вместо таинств, профессия, которую они создали для защиты и распространения этого откровения, по своим функциям ничем не отличается от католического священства. Точно таки же, как священник правильно подает просвиру, служитель правильно истолковывает Слово Божье.

Но если мы вернемся к Божьему Слову и заново прочитаем его, мы увидим, что профессия духовенства является результатом нашей человеческой культуры и истории, и не является Божьей волей для церкви. Просто невозможно построить библейски аргументированное оправдание организованного духовенства, каким оно является сегодня.

ВТОРОЙ ПРОБЛЕМОЙ с профессией духовенства является то, что она разрушает «жизнь тела». Мы можем увидеть в Новом Завете, что Бог не желает, чтобы церковь была формальной ассоциацией, рядовое членство в которой обусловлено уплатой взносов и посещением собраний, ассоциацией, организованной, руководимой и управляемой профессиональным лидером (а в случае более больших организаций – бюрократией). Но именно такими является большинство церквей.

В отличие от этого, Бог желает, чтобы церковь была общиной верующих, в которой каждый член вносит общий вклад своим особенным даром, талантом или умением, чтобы посредством всеобщего активного участия восполнять нужды общины. Другими словами, в наших церквях мы должны видеть «служение людей», а не «служение профессионалов». Таким образом, церковь должна действовать, как тело, когда каждая уникальная, необходимая его часть работает на благо всего тела. И Павел ясно аргументирует, что дар каждого члена является необходимым, что телу нужно, чтобы все его части участвовали, а иначе оно будет увечным (1 Кор. 12:20-25). Проблема в том, что независимо от наших богословских взглядов на предназначение духовенства, профессия духовенства на практике делает тело Христа хромым. Это происходит не потому, что духовенство намеренно это делает (обычно они стремятся как раз к противоположному), но потому что объективный характер профессии неминуемо превращает прихожан в пассивных получателей.

Роль духовенства, по сути, заключается в централизации и профессионализации даров всего тела в одном человеке. Таким образом, духовенство демонстрирует капитуляцию христианства перед тенденцией современного общества к специализации; священнослужители являются духовными специалистами, церковными специалистами. А все остальные в церкви – просто «обычные» верующие, выполняющие «мирскую» работу, на которой они специализируются по «недуховным» делам, таким как сантехника, преподавание или маркетинг. Поэтому, фактически, то, что должно достигаться обычным, децентрализованным, непрофессиональным способом всеми членами церкви вместе, достигается одним штатным профессионалом – пастором.

Так как пастор получает зарплату, чтобы быть специалистом по церковным делам и управлению, совершенно логично и естественно, что прихожане принимают на себя роль пассивных наблюдателей в церкви. Вместо того, чтобы вносить свой вклад в назидание церкви, они ходят в церковь в роли пассивных получателей назидания. Вместо того, чтобы активно тратить свое время и силы, чтобы использовать свой дар на благо тела, они садятся удобно и дают пастору возможность командовать парадом.

Возьмите, к примеру, воскресные собрания. Прихожане приходят по расписанию, тихо сидят на стульях и слушают служителя, который находится впереди, в центре сцены, и чье присутствие доминирует служение. Они встают, садятся и поют только тогда, когда получают команду от служителя или по программе. Но, на самом деле, происходящее за эти два часа на воскресном собрании является маленькой картиной всей церковной жизни.

Если люди в собрании начнут понимать, что церковь – это не формальная ассоциация, а община, что дары даются, не зависимо от рукоположения, каждому человеку, что каждый должен активно участвовать и вносить свой вклад, чтобы церковь находилась на должном уровне, что ни один дар не является более важным, чем другие, и что участие всех обеспечивает полноценную, здоровую церковную жизнь, короче говоря, осознают библейский взгляд на церковную жизнь, думаю, что многие начнут задаваться вопросом: «Так за что же мы платим нашему служителю?» И это будет разумный вопрос.

Штатные профессиональные священнослужители нужны только, когда члены церкви не выполняют свою роль. С другой стороны, когда каждый член церкви активно участвует и вносит свой вклад на благо тела, в профессиональном служителе нет нужды. Этот факт подтверждается каждый день в десятках тысячах сообществ и домашних церквей в различных уголках мира.

ТРЕТЬЯ ПРОБЛЕМА с профессией духовенства заключается в том, что она в своей основе разрушает свои же цели. Ее заявленным назначением является формирование духовной зрелости церкви – важная цель. Однако, на практике достигается противоположенное – формирование зависимости прихожан от духовенства. Духовенство становится для общин, как родители, чьи дети никогда не вырастают, как врачи, чьи клиенты никогда не выздоравливают, как учителя, чьи студенты никогда не заканчивают ВУЗ. Существование штатного профессионального служителя приводит к тому, что члены церкви с легкостью уклоняются от ответственности за церковную жизнь. А зачем им брать эту ответственность? Это работа пастора (так они рассуждают). А в результате прихожане остаются в состоянии пассивных наблюдателей.

А теперь представьте церковь, чей пастор подал в отставку, и она не может найти ему замену. Идеально, в конце концов, членам этой церкви придется встать со своих стульев, собраться вместе и решить, кто будет учить, кто будет проводить беседы, кто будет решать конфликты, кто будет посещать больных, кто будет вести поклонение и т.п. Вскоре они поймут, что Библия призывает тело делать все это вместе, побуждая друг друга определиться, каким даром служить другим, какую играть роль в назидании тела. И набравшись немного смелости, такая церковь может, в конце концов, сделать несколько болезненных шагов в направлении долгосрочных перемен. Некоторые, возможно, перейдут в другие церкви, имеющие штатных служителей. Но оставшиеся для участия в формировании жизни церкви будут становиться зрелыми быстрее, чем если бы у них был пастор, который делал все это за них.

ЧЕТВЕРТОЙ ПРОБЛЕМОЙ с профессией духовенства является ее воздействие на людей, имеющих эту профессию. Быть членом духовенства в том виде, как это принято, очень сложно. Выполнять такую работу очень хорошо практически невозможно. Но добросердечные мужчины и женщины, убежденные, что этим они служат Богу, героически отдают свою жизнь выполнению этой задачи. Взамен же они получают стресс, разочарование и переутомление.

Это, естественно, не удивительно, потому что духовенство пытается самостоятельно выполнять работу всего собрания! Как один человек может быть прирожденным лидером, искусным оратором, одаренным администратором, сострадающим душепопечителем, мудрым руководителем, бесстрастным специалистом по решению конфликтов и умным богословом – все в одном? Зачем мы вынуждаем одного человека быть всем для всех прихожан?

Быть служителем, прямо таки, нереально. Это так же нереально, как если корпорация будет ожидать, что один сотрудник будет успешно выполнять или контролировать выполнение обязанностей всех корпоративных должностей, начиная с мальчика на побегушках, секретаря, и заканчивая менеджером среднего звена и президента, в то время, как остальные сотрудники приезжают на работу раз в неделю, чтобы посмотреть достижения этого суперчеловека (а иногда выполнить подсобную работу по поручению суперсотрудника). Вот так для выполнения обязанностей священнослужителя требуется суперхристианин, суперчеловек. Учитывая наше реалистическое понимание человеческих ограничений и слабостей, христиане должны знать, что такое невозможно. Бог, безусловно, это понимает, и поэтому определил, что созидание церкви является совместной обязанностью всех верующих, а не централизованной, специализированной, профессиональной задачей одного человека.

СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ ЯВЛЯЮТСЯ хранителями церкви, но церковь не нужно хранить таким образом, потому что ее хранит Бог и просит всех верующих участвовать в ее охране. Духовенству вверена задача сохранять, защищать и провозглашать христианские истины, правильное учение, Библию, совершать таинства и осуществлять управление. Но христианская истина не нуждается в классе профессионалов для ее защиты. Истина не настолько хрупкая.

Христианская истина – это не какой-то секретный или опасный материал, с которым могут обращаться только сертифицированные специалисты. Она не является таким богатством, для охраны которого нужны безопасные сейфы и вооруженная охрана. За защиту христианской истины отвечает Святой Дух, а не иерархия или деноминация; и Святой Дух посчитал нужным дать ее всем Божьим людям, чтобы они могли делиться ее друг с другом.

Проблема с духовенством, как мы видели, заключается не в людях, занимающих должности духовенства, которые обычно являются искренними и посвященными, но в социальной роли их профессии. Служителя часто надеются изменить свою роль, сделав ее боле реалистичной и библейской. Но в конце концов они обнаруживают, что в большинстве случаев они не могут произвольно ее изменить, потому что их собрания и деноминации ожидают от них следование стандартам. Безусловно, социальные роли имеют такой характер: они формируют людей скорее, чем люди формируют их.

Еще более фундаментальная и серьезная проблема по сравнению с ролью духовенства заключается в том, что большинство христиан совершенно переопределили, как должна выглядеть здоровая церковь изначально. Большинство посетителей церкви считают, что основательная и здоровая церковь растет численно, возглавляется потрясающим пастором и предлагает разнообразные мероприятия и программы. Возможно, что именно так должна выглядеть успешная добровольная ассоциация, такая как Ассоциация молодых христиан. Но если нашим авторитетом является Библия, эти факторы не имеют значения, когда дело касается церкви.

Для церкви важно, согласно Библии, чтобы каждый член активно трудился на благо всего тела посредством ответственного участия и употребления своих даров. Для церкви важно, согласно Библии, чтобы верующие становились сильными и зрелыми в своей вере посредством назидания друг друга. Библейская церковь – это «церковь людей» с децентрализованным служением.

Безусловно, когда мы говорим о «церкви без духовенства», мы не имеем в виду, что штатных служителей не должно быть. На самом деле церковь нуждается в еще большем числе штатных служителей. Актуальным является следующий вопрос: каким служением должны заниматься эти освобожденные служителя? Согласно Новому Завету освобожденные служителя должны служить в мире и миру, осуществляя такие задачи, как помощь бедным, евангелизация и миротворчество в местах, где имеют место конфликты и насилие. Говоря по-библейски, в освобожденном служении христиан нуждается мир, а не церковь.

Сегодня МЫ НУЖДАЕМСЯ, чтобы церковь была без духовенства. Сами пасторы нуждаются в освобождении от бремени быть сверх-универсальными, разносторонне одаренными, сверхчеловеческими исполнителями. Также и прихожане должны избавиться от умиротворяющий иллюзии, что достаточно просто посещать церковь по воскресеньям и приносить десятину от своего дохода.

Церковь без духовенства – это не просто; для этого требуется полноценное, активное участие каждого. Но преимущества церкви без духовенства – богатство участия, солидарности и общения – более чем стоят затраты таких усилий. И те, кто прилагают такие усилия, будут иметь успех в преобразовании церкви из места, куда они просто ходят, в то, чем они являются вместе.

Христиан Смит

Поделиться в соц. сетях

0

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>