Истоки празднования «Праздника урожая»

Шавуот 
Шавуот — второй из трех праздников шалош регалим (связанных с паломничеством, алият арегель, в Бейт Амикдаш — Иерусалимский Храм). Шавуот приходится на шестой день еврейского месяца Сиван, его празднуют один день в Израиле и два — в Диаспоре, странах еврейского рассеяния. 

5 значений праздника Шавуот:

Хаг ха-шавуот — Праздник недель
Слово шавуот буквально означает «недели». Со второго дня праздника Песах и до начала праздника Шавуот отсчитывают семь недель. Пятидесятый день — это шестое сивана, праздник Шавуот. Другое объяснение этого слова связано с швуа — «клятва». В этом случае, название праздника связывают с клятвой, которую дал еврейский народ, когда принимал Тору: наасе венишма — «сделаем и услышим», и клятвой Бога Своему народу о том, что Он никогда не заменит его никаким другим народом.
Хаг ха-бикурим — Праздник первых плодов
В этот день начинается период особых приношений Всевышнему — первых плодов семи видов, которыми славится Эрец Исраэль, шиват аминим: винограда, инжира, олив, фиников, гранатов, пшеницы и ячменя. Когда был Храм, со всех сторон в Иерусалим шли красочные процессии, несущие полные корзины плодов. Даже царь, как и все, нес на плече свою корзину в Бейт Амикдаш. Там каждый еврей протягивал свои плоды коэну. Они вместе поднимали корзину, произнося «Декларацию Бикурим», которая сжато излагает всю еврейскую историю от наших праотцев до входа в Эрец Исраэль, данную нам Богом. Так радость сбора урожая смешивается с радостью принятия Торы. Сегодня в диаспоре многие общины в память об этом приносят корзины с фруктами в синагогу и передают эти плоды на нужды благотворительности.
Хаг акацир — Праздник жатвы
Речь здесь идет о сезоне жатвы ПШЕНИЦЫ. Пшеница дает последний урожай зерновых, снимаемых в течение года. Этот праздник напоминает ПРИНОШЕНИЕ НОВЫХ ДАРОВ штей алехем, которые приносили в Бейт Амикдаш. Это приношение состояло из двух хлебов, испеченных из только что собранной пшеницы. ОМЕР (букв. «сноп», мера зерна) ЯЧМЕНЯ отмечал начало жатвы ячменя; а два хлеба (заключительный этап приготовления пищи из пшеницы) отмечали завершение этой жатвы и начало жатвы пшеницы. Два хлеба символизируют двойную природу Торы: Устную и Письменную Тору, которые одновременно были даны в Шавуот.
Зман матан Торатейну — Время дарования Торы
Тора говорит нам, что в этот день Бог открыл Себя всему Израилю и дал нам основные ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ. Израиль принял тогда не только Десять Заповедей, но и все законы Торы, все традиции и объяснения. Все это было дано Моше в течение ста двадцати дней его пребывания на горе Синай, которые состояли из трех периодов по сорок дней и ночей (для получения Первых Скрижалей, которые были разбиты, для молитвы о прощении народа и для получения Вторых Скрижалей). Письменная Тора (Пятикнижие Моисея) было записано Моше в течение его жизни под диктовку Всевышнего. А Устный Закон был записан в более поздний период мудрецами в виде Мишны и Гемары.
Тора была дана шестого сивана, но ее принятие представляет собой процесс, который продолжается все дни года. «Каждый день ты должен читать слова этой Торы, как будто они новые» — как будто ты принял ее только сегодня.
В первую ночь Шавуот многие, по обычаю, не спят, изучая всю ночь Тору.
Сфират а-омер
Последний день отсчета Омера всегда приходится на предыдущую ночь перед началом праздника, потому что сказано в разделе Брейшит вайеи эрев вайеи бокер — «И был вечер, и было утро», то есть день начинается с вечера. Вот почему омер считают вечером — поскольку вечер — начало дня.
Ацерет — Праздник торжественной встречи
Слово Ацерет может означать «торжественный» или «заключение». «Торжественным» называют Шавуот в Талмуде, при этом имеется в виду встреча людей, которые собрались, чтобы торжественно отметить важное событие — Дарование Торы. А если понимать Ацерет как «заключение», то из самого названия становится понятно, что Шавуот — завершение Песаха. Счет дней Омера связывает два этих праздника воедино: Шавуот — заключение, или Ацерет, Песаха.

Суккот — веселый еврейский праздник
Праздник Суккот начинается 15-го числа месяца тишрей и продолжается восемь дней.
Суккот — один из трех паломнических праздников (наряду с Песахом и Шавуот), во время которого трижды в году, в период существования Храма, весь израильский народ собирался в Иерусалиме. У этого праздника есть несколько названий: праздник шалашей (кущей), праздник сбора урожая, конец странствий по пустыне, праздник человечности и мира, праздник черпания и возлияния, с просьбой дождей для будущего урожая.
Праздник Суккот выражает связь еврейского народа со своей страной, со своим историческим прошлым. Если все прочие праздники отмечаются дома, в кругу семьи, то в Суккот евреи покидают дома и живут в шалашах, специально построенных для этого дня на улице, под открытым небом. Шалаш строится в память о странствиях еврейского народа в пустыне в течение 40-а лет.
Как и другие еврейские праздники, Суккот связан с сельскохозяйственным циклом: он отмечает время сбора урожая перед наступлением зимы. Все обычаи и обряды Суккота связаны с водой, с надеждой на дождь. Ведь Эрец-Исраэль — земля особая, в ней мало водных источников, человеческое существование прямо зависит здесь от посылаемого небом дождя.
И все-таки Суккот — праздник семейный. Вся семья дружно строит Сукку. Сукка — это временная постройка, имеющая четыре стены и крышу, сделанную из веток. Сукка строится до праздника, в дни между Йом Киппуром и Суккот. Сукка, как жилище временное и непрочное, символизирует мимолетность нашей жизни, но, несмотря на это, основное настроение праздника — веселье и надежда. Поэтому его называют еще иногда «Пора нашей радости». А самые маленькие члены семьи мастерят замечательные украшения, яркие и веселые из цветной бумаги, чтобы вся семья могла порадоваться в эти дни, какой прекрасный шалаш у них получился. В шалаше происходит и семейный обед, на который приглашают гостей.
В Суккот надо обязательно иметь четыре вида растения:
— лулав (нераскрывшийся лист финиковой пальмы, дающей сладкие и вкусные плоды, но без запаха, символизирует евреев, не обладающих знанием Торы, но совершающих добрые дела),
— этрог (цитрусовый плод, обладающий вкусом и запахом, символизирует евреев, обладающих знанием закона, мудростью и совершающих добрые дела),
— мирт (растение несъедобное, но приятно пахнущее, символизирует евреев, от которых как аромат исходит знание Торы, но не совершающих добрых дел)
— речная верба (растение без вкуса и запаха, символизирует евреев, у которых нет ни знания Торы, ни добрых дел).
Связанные воедино, они символизируют единство еврейского народа.
В субботу, во время Суккот читают один из свитков ТаНаХа — Коhэлет (Эклезиаст). Это объясняется тем, что тема суетности и мимолетности всего земного, присутствующая в книге, близка идее праздника Суккот: все материальные ценности, которыми мы владеем, не дают истинной уверенности в будущем, как шалаш — временное и хрупкое жилье, крыша которого не защищает даже от небольшого дождя.
Во времена существования Храма, в Суккот приносились жертвы за все народы мира. Так проявлялся универсальный характер праздника.

Поделиться в соц. сетях

0

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>