Сущность реформатского богословия часть 3

Сотериология (учение о спасении)

Это область, в которой наиболее ярко видны особенности реформатского богословия. Они были собраны в хорошо известных «пять пунктах кальвинизма». Как же появились эти «пункты»?
Чем больше распространялся кальвинизм по Европе, тем больше споров возникало вокруг сотериологических вопросов. Оппонентами кальвинистов были последователи Арминия – в недавнем прошлом сторонника реформатских традиций, а теперь подвергнувшего сомнению некоторые их положения. В 1610 году арминиане выработали «Ремонстрацию» (от лат. remonstro – отказываюсь). В ней содержалось 5 пунктов:

 1. Бог решил спасти через Иисуса Христа всех тех, кто через благодать Святого Духа поверит в Него и будет пребывать в вере до конца.

2. Иисус Христос Своей смертью на кресте приобрёл прощение грехов для всех, но только лишь верующие будут иметь это прощение.

3. Свободная воля падшего человека не может помышлять ни о чём поистине добром. Он должен родиться свыше от Бога, во Христе, через Духа Святого, чтобы делать то, что поистине является добром.

4. Мы ничего не можем делать доброго без благодати Божьей, предшествующей, пробуждающей, следующей и сотрудничающей с нами. Однако эта благодать не навязывается нам.

5. Благодать помогает истинным верующим пребывать в вере до конца и спастись. Однако не ясным остаётся вопрос, возможно или нет через падение или небрежность потерять эту благодать.

В ответ на это в городе Дорте (Голландия) был созван синод (1618-1619), на котором «Ремонстрация» была единодушно осуждена. Синод выработал свой ответ – дортские каноны. На 5 пунктов «Ремонстрации» был дан ответ под пятью заглавиями, причём третье и четвёртое были объединены, поскольку третий пункт «Ремонстрации» считался ортодоксальным. Каноны впоследствии стали известны как «пять пунктов кальвинизма» и выражались аббревиатурой TULIP (анг. – тюльпан). 

 

Несколько примечаний по каждому пункту (касательно того, что они не значат):

1. Доктрина полной испорченности не подразумевает, что люди абсолютно не могут сделать ничего доброго (Мф. 7:11). Она утверждает лишь то, что мера (и мотивация) человеческого добра настолько ничтожна и несовершенна, что никто не может заслужить расположение Божье к себе через него.

2. Избрание не основано на предузнании веры в человеке (как считают арминиане), но на предузнании самого человека (Рим. 8:29; 1Петр. 1:2). Греческое слово ginwskw (знать, познать) передаёт не столько знание каких-либо фактов о человеке, сколько познание самого человека. То же слово употреблено в Септуагинте для описания близких отношений Адама и Евы («Адам познал Еву» (Быт. 4:1)), или наших отношений с Богом («мы познали Его» (1Ин. 2:3); «познал Господь Своих» (2Тим. 2:19)), или отношения Бога к Израилю («Только вас признал Я из всех племён земли (Ам. 3:2)). Следовательно, предузнание избранных значит лишь то, что Бог избрал тех, кого сильно возлюбил в Своём сердце (без каких бы то ни было заслуг и преимуществ со стороны избранного).

3. Ограниченное искупление не означает, что нам не следует провозглашать Благую весть всем людям; это также не значит, что этот призыв становится неискренним с нашей стороны. Дело в том, что мы не знаем тайного замысла Бога, – какое же мы право имеем сомневаться о человеке, избран ли он? Мы должны усердно и с любовью благовествовать всем.

4. Под непреодолимой благодатью не подразумевается насилие над волей человека. Благодать делает обращение человека неизбежным, но не вынужденным. Бог настолько мягко обходится с душой человека, убеждает её, просвещает, что человек самсвободно принимает решение следовать за Ним.

5. Стойкость святых – это не теория вечной безопасности, как некоторые полагают. Реформатское богословие делает акцент не столько на том, что Бог хранит наше спасение, сколько на том, что Он хранит нашу веру. Если христианин имеет спасительную веру (семя упало на добрую почву, а не каменистую, или в терние), то Бог обещает, что по Его милости он выстоит до конца, несмотря ни на какие испытания.

Последней характеристикой реформатского богословия является отношение к культуре.

В книге «Христос и культура» Ричард Нибур приводит 5 моделей отношения христианина к светской культуре.

1.Христос против культуры

2.Христос принадлежит культуре

3.Христос выше культуры

4.Христос и культура – парадокс

5.Христос преобразователь культуры(реформатский взгляд).

Три из них – самые распространённые – мы рассмотрим подробнее.
Христос принадлежит культуре. Эта модель больше других подчёркивает единство христианства со светской культурой. Главное, в чём, может быть, выражается их единство, – это когда один человек становится и религиозным, и политическим служителем. Под одним управлением государство и Церковь органически сливаются.Возникает вопрос, библейская ли это модель? Потому что мы знаем (из истории Средних веков, в частности), что, когда Церковь вплотную подходила к культуре, то культура брала верх над ней, а не она над культурой.
Христос против культуры. Культура в целом (наука, искусство, власть, политика) однозначно объявляется неугодными Богу. И чем меньше у христианина точек соприкосновения с культурой, тем вернее он становится. Цель христианства – спасать людей от разлагающейся культуры. Примером такого взгляда на мир являются анабаптисты или крайне консервативные менониты.
Христос преобразует культуру. Это самая оптимальная точка зрения и именно она является частью реформатской традиции. Роль христианства в мире – не просто спасение отдельных личностей, а преобразование их культуры во славу Божью. Иисусу небезразличен физический мир; Он умер, чтобы преобразовать всё творение соответственно Своему образу. Отсюда стремление реформатов говорить не только лишь о церковной жизни, а и о светской – о том, как очистить от греха все сферы нашей жизни. В реформатском богословии нет разделения на религиозную и светскую жизнь. Во Христе вся жизнь духовна, т.е. религиозна. Это трудно, но именно это значит быть реформатом.
Но не следует впадать в крайность. Бывают случаи, когда лучше всего поступить по первой или второй модели. Нужна мудрость, и водительство Святого Духа, чтобы знать, как действовать в каждом конкретном случае.

Это лишь некоторые главные ориентиры, через которые Дух Святой поможет вам укрепится в Боге и в исполнении Его воли.

Статья базируется на материалах лекций, прочитанных в Украинской библейской семинарии.

Поделиться в соц. сетях

0

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>