Сущность реформатского богословия часть 2

I. Реформатское богословие
1) Происхождение и история развития
По большому счёту реформатская традиция своими корнями уходит в богословие ап. Павла. В таком общем смысле она подобна всем другим богословским традициям. Но в более конкретном историческом смысле своё начало она прослеживает от Жана Кальвина и связанных с ним женевских традиций. Хотя предшественником Кальвина во многом был Лютер, заслуга Кальвина в том, что он прекрасно систематизировал учение Реформации в известной книге «Наставление в христианской вере».

Важно заметить, что реформатская традиция зарождалась отнюдь не в академических условиях (в узком смысле). Кальвин и сам был миссионером, и посылал миссионеров в разные уголки Европы и даже в Америку. Многие выпускники Женевской семинарии жили не больше шести месяцев – они погибали на миссионерском поприще. Жертвенное служение – вот на чём исторически зиждется реформатское богословие.

У Кальвина учились многие пуритане: Джон Нокс, например. И когда они возвращались к себе в Британию, то зачастую предводительствовали в революциях. То же самое впоследствии происходило и в Америке. Откуда у них исходил такой революционный настрой? Само богословие было революционным. Оно подчёркивало полновластие Христа и естественно приводило людей к определённым политическим взглядам и действиям.

Здесь следует иметь в виду, что реформатская революция в своей сути отличалась от марксистской. Маркс утверждал революцию на хаосе, возникавшем, когда пролетариат восставал против буржуазии. Реформатская же революция – это упорядоченная правительственная революция. Народ из всех правителей выбирает лучшего и следует за ним. Можно сказать, что по своему духу реформатское богословие очень динамичное, призывающее к постоянному движению и развитию.

За развитием реформатской традиции лучше всего следить по документам, в которых в систематизированном виде отразились положения и взгляды последователей Кальвина. Эти документы назывались исповеданиями веры. Распространение реформатского богословия по Европе отметилось появлением нескольких таких документов, в зависимости от географического положения:

Шотландский и английский кальвинизм

Шотландское исповедание (1560)

Вестминстерское исповедание (1643)

Европейский кальвинизм

Бельгийское исповедание (1561)

Гейдельбергский катехизис (1563)

Вследствие гонений в Англии многие пуритане бежали в США. Благодаря им реформатская традиция обрела там прочные корни.

1) Тенденции реформатского богословия.

Реформатское богословие делает двойной акцент в задачах богословия:

Во-первых, это ортодоксия (правильное учение) и за тем ортопраксис (правильное поведение), совершенно упуская из виду ортопафос (чувства). Еще одна тенденция реформатского богословия это акцент на трансцендентности Бога. Трансцендентность подчеркивает удаленность Бога от человека через такие Его качества как святость, величие, непостижимость и т.д.
Это не может не сказаться на большинстве чисто реформатских церквей. Часто их в шутку называют «frozen & chosen» — замороженные (ледяные) избранные. Много церквей это привело к законничеству и сухому академизму.
Однако настоящее реформатское богословие по прежнему является живым и очень действенным богословием, которое помогает в познании Бога и расширении Его царства тысячам церквей в наше время. И если оно не является вашим богословием, у него по прежнему есть что предложить христианам из разных деноминаций.

2) Отличительные черты реформатского богословия.

Поскольку реформатское богословие делает акценты на учении, то лучший способ познакомиться с ним, это познакомиться с основными доктринальными моментами.
Итак, первый из таких моментов – это положения реформации, которые начинаются с латинского слова solo, что значить «только». Много церквей протестанского евангельского толка пользуются этими положениями в своем богословии.
Solo scripture (только писание). Оно означает, что лишь Писание является полным авторитетом для построения христианской жизни и ничего выше не может быть, будь то решения вселенских соборов или решения церкви, они должны базироваться и проверяться лишь Библией.
Solo Christo (только Христос) – означает, что между Богом и человеком существует лишь один посредник спасения – Христос. Никакие святые, будь-то дева Мария или еще кто-то не могут заменить Христа. Христос единственный спаситель.
Solo fide (только верой) – означает, что Бог оправдывает верующих исключительно по вере, а не по человеческим заслугам или делам.
Solo gratia (только благодатью) – означает, что Бог дает благословение спасения своему народу исключительно по благодати, наше оправдание базируется лишь на божьей доброте по заслугам исключительно Христа. Мы не можем ничего добавить к своему спасению никакими усилиями. В основе спасения от его начала до самого завершения лежит исключительно Божья доброта.
Soli Deo Gloria (слава только Богу) – означает, что цель всего творения и всякого действия в мире – это слава Божья.
Вторая черта реформатского богословия это учение о единстве Писания. Реформатское богословие выступает против деления истории на период закона и период благодати (против диспенсационализма). Да, в Новом Завете закон и благодать кое-где противопоставляются, но там говорится не о исконном смысле закона, а о том искажённом смысле, который ему придавали фарисеи. Они смотрели на закон как на средство оправдания человека перед Богом. Павловы антитезы на этом и строятся: благодать, а не закон, – средство оправдания. Между тем, Павел свидетельствует о благодати и вере в жизни ветхозаветних Авраама и Давида. Они, говорит, оправдались верой, как и мы, – независимо от своих поступков (Рим. 4). Он также вспоминает слова пророка Аввакума: «Праведный своею верою жив будет» (Рим.1:17; Авв. 2:4).
И потому различия между ветхим и новым заветами касаются лишь видимых форм служения. В сущности же – они едины. Новый завет прорастает из ветхого, и принципы взаимоотношений с Богом остаются теми же. Благодать Божья через веру оправдывает человека и приводит его к послушанию; закон только указывает ему, каким должно быть послушание. Закон – это испытание нашей веры. В реформатском богословии закону уделяется огромное внимание – он учит нас, как правильно поклоняться Христу.

Третья черта реформатского богословия это учение о Боге и спасении.

Богопознание в реформатской традиции подчёркивает трансцендентность Бога, Его величие, власть, суверенность, самодостаточность. А популярное богословие склонно подчёркивать имманентность Бога, Его близость к нам и любовь.

В этом отношении реформаты часто впадают в крайность: в их глазах Бог настолько полновластен и всемогущ, что они не замечают Его любви, милосердия, нежности, из-за чего и сами меньше заботятся и молятся о ближних. Но акцент на полновластии Бога имеет и позитивные стороны. Когда человек в трудных обстоятельствах, ему весьма утешительно вспомнить, что события в его жизни происходят под контролем Бога и по Его предначертанию. Во-вторых, реформаты более других свободны от чрезмерного угождения людям (вопреки Богу). Другими словами, они далеки от гуманизма, для которого человек является высшей ценностью. Нельзя человека ставить на место Бога. В популярном же богословии такое случается. Методы благовестия, методы служения, методы интерпретации Библии нередко больше соответствуют человеческим интересам, чем Божьим.

Поделиться в соц. сетях

0

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>