Сущность реформатского богословия часть 1.

Думаю, вы согласитесь со мной, что подобные высказывания, по меньшей мере, просто наивны. Так размышляют довольно много искренних, хороших христиан. Но истина в том, что нельзя высказывать чисто библейский взгляд. Дело в том, что формирование нашего богословия зависит от многих факторов. Важно осознавать это и тогда легче будет понять кем я являюсь на самом деле и общаться с другими христианами и мы будем более эффективными в общем замысле Божьем, а именно – в распространении Царства Божьего на земле.

I. Различия в богословии

1) Определение христианского богословия

Существует очень много разных традиций или направлений в богословии, что формирует в свою очередь разные богословия. В связи с этим есть много трудностей. К примеру, очень часто можно услышать от неверующих людей такие мнения: «Ты хочешь, что бы я стал христианином? Да вы сами не можете разобраться между собой, кто прав, а кто нет…» Мы будем двигаться от общих определений к более частным. По этому в начале попытаемся дать рабочее определение какое богословие можно назвать христианским? Это довольно трудный вопрос, потому что сложно провести границу между христианским богословием и нехристианским. Только Бог знает, во что надо верить конкретному человеку, чтобы стать христианином. Иисус говорил, кого Он называет своим братом или сестрой (Мф.12:46-50). Но зачастую очень трудно бывает пользоваться этим принципом, потому что нам до конца не известны все помыслы человеческого сердца.

Наше рабочее определение будет таким: христианское богословие – это богословие, соответствующее Апостольскому символу веры (Рис.  1.4).

Апостольский символ веры является основой для единства Вселенской церкви. Он возник около второго века и был окончательно сформирован в шестом веке после Р.Х. Все остальные доктрины можно считать уже деталями. Право на разномыслия начинается за рамками этого символа.

Мы признаём единую святую вселенскую Церковь с огромным разнообразием внутри. Одно большое дерево с множеством ветвей. И каждый из нас должен найти свою ветку.

Деноминацию, которую мы выбираем для себя, можно сравнить с домом. Мы можем ходить в гости, посещать другие дома, заимствовать оттуда всё лучшее, но мы всегда возвращаемся обратно к себе домой. Нас дома что-то может не устраивать, но лучше иметь не вполне хороший дом, чем быть бездомным. Очень важно иметь богословское самосознание: и для нас самих, и для взаимодействия друг с другом.

Итак, говоря о христианском богословии в целом мы видим как его единство так и различие. Несмотря на множество различий, Христине богословски являются едиными по основополагающим вопросам (Еф.4:4-5). Достичь полного единства в доктринах (в учении) – это цель к которой необходимо стремиться всем христианским церквам и деноминациям. Именно об этом молился Иисус (Ин.17:22-23).

Если говорить о различиях, то можно выделить два направления различий. Конечно, возникает вопрос, почему так много различий во взглядах и убеждениях?

Во-первых, различия существуют по тому, что мы являемся ограниченными в своих возможностях. Мы не можем охватить все аспекты христианского учения, по-этому подходим к Библии избирательно. Делаем акценты лишь на некоторых на наш взгляд важных вопросах, упуская из виду другие. Такие различия можно назвать полезными. Бог одобряет такие различия как избирательность и акценты. Такие различия существуют в книгах Библии, каждый из авторов делал акцент на одном или другом вопросе, к примеру существует четыре разных Евангелия, которые показывают жизнь Иисуса с четырех разных сторон. Тоже самое происходит в христианстве, когда разные христианские деноминации обращают внимание на разные аспекты христианского учения. Также наш Творец приветствует большое разнообразие в творении.

Во-вторых, существуют различия из-за ошибочного понимания Библии отдельными людьми и целыми деноминациями. Эти различия являются вредными и опасными для христианства.

Зная эти основные тенденции, нам легче будет не впадать в крайности и занимать наиболее взвешенную позицию в жизни. С одной стороны мы будем знать, что несмотря на все различия, христиане все же являются едиными во Христе, а с другой стороны мы не будем смотреть на все в «розовых очках» и будем ожидать полноты единства лишь с приходом Иисуса Христа.

2) Роль традиции в формировании христианского богословия.

В формировании христианского богословия немаловажную роль занимает предание или традиция. Эти понятия приобрели в евангельских кругах христианства очень отрицательные тенденции, потому что они тесно связаны с традиционализмом. По этому многие современные христиане думают, что они очень правильно поступают, когда читают только Библию и не придерживаются никаких традиций или преданий. В этом есть лишь частичка истины. Иисус осуждал традиционализм и формализм фарисеев, указывая на то, что они человеческие традиции ставили выше того, чему учило Писание (Мр.7:8-13). В таком понимании для нас неприемлемы никакие традиции или предания, которые могут стать выше Библии.

Но с другой стороны очень важно понимать, что традиции играют также и положительную роль в формировании богословия, и если мы не будем этого осознавать, то непременно завалимся в другую крайность – все будем отрицать, но все равно попадем под влияние какой нибудь плохой традиции, даже сами того не осознавая. Апостол Павел подчеркивал положительную роль традиции и предания в христианской жизни (1Кор.15:3). Когда группа верующих долгое время придерживаются каких то определенных взглядов эти взгляды показывают чем эти христиане отличаются от других. К примеру, что делает баптиста баптистом, или методиста методистом, конечно же их богословские традиции – баптистские и методистские. Мы уже рассматривали три задачи богословия: ортодоксию, ортопраксис и ортопафос. Разные церкви выделяют какую то одну или две из этих задач, в зависимости от своих богословских традиций. Есть церкви которые делают уклон на учении, для других главное чем то заниматься, а еще кто то делает упор на чувствах.

Вместо того, что бы просто отвергнуть все традиции и богословские взгляды, необходимо стремиться к самосознанию, т.е. нужно понимать откуда происходят корни моей деноминации, церкви. Под влиянием какого, или каких проповедников формируется мое личное богословие. Полезно ответить на такие вопросы: какую ветвь церкви, деноминацию или движение я считаю своей? Какие тенденции характерны для моей церкви, у нас делается акцент на ортодоксию, ортопраксис или ортопафос? Что мы считаем особенно важным – учение, поведение или чувства? Что движет мною, что придает сил моей жизни во Христе? Если еще более углубиться, то важно задать следующие вопросы: какие доктрины считаются наиболее важными, что наиболее важно в поведении, какие чувства допустимы, а какие неприемлемы? Дав ответы на эти вопросы, мы сможем правильно противостоять негативному влиянию традиции и правильно формировать свое богословие. Также это очень поможет нам правильно понимать и принимать других христиан, не тратя времени на ненужные споры и разногласия.

Поделиться в соц. сетях

0

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>